?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.

chaemer5

Что лежит в основании сговора между православным лобби во власти и Московской патриархией? С точки зрения выгодоприобретения это религиозная коррупция (не внутри церкви, между государственной и церковной бюрократией).

Угодья

На это явление мы, вслед за правоведом Сергеем Бурьяновым, указывали неоднократно. Закон 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной …собственности» вместе с сопутствующими поправками в законодательстве, открывают обширное поле для махинаций под зонтиком «традиционных религий» [1].

Дополнительную опору этому процессу придаст переделка Земельного кодекса, после которой церковь бесплатно получит землю, на которой стоят сейчас её строения, включая приусадебные территории. Тут в полной мере раскрывается смысл строительного бума, который охватил приходы РПЦ за последние десятилетия, а также конечная цель клерикальных покушений на муниципальную собственность типа «программы 200». В переделанном кодексе, кстати, предусмотрено, что РПЦ присвоит и приглянувшиеся ей сельскохозяйственные угодья, а при желании сможет сдавать их в аренду.

Трансляция раболепства

Выгоды религиозной коррупции не сводятся исключительно к операциям с недвижимостью. Её не менее важной чертой является обмен авторитетом между РПЦ и властью: «Патриарх РПЦ МП в силу ряда факторов является носителем довольно высокого авторитета. В свою очередь, власть всегда нуждается в авторитете и доверии народа, особенно в контексте избирательного процесса. Публичные, «правильно» освещаемые подконтрольными СМИ, контакты РПЦ МП и власти являются не чем иным как актами передачи авторитета высокого уровня».

Главная символическая ценность РПЦ для нынешней власти состоит в демонстративном раболепстве её нижестоящих членов перед вышестоящими. Практика обращений, подходов, поклонов, рукоцелований и прочая благость, унаследована без изменений из рабовладельческой эпохи, когда формировалась ныне существующая церковная иерархия. Миряне в большинстве официально принятых молитв именуются «рабами Божьими», Бога же и его служителей Ангелов, символизируют действующие священнослужители. Мы постоянно наблюдаем, как верующие целуют руки у священников, смиренно склоняются, слушая изрекаемую «отцами» премудрость, даже если возраст вещателя сей премудрости намного меньше, чем у его слушателей. Решающую роль для авторитетности играет не смысл произносимых слов, а ритуальная одежда, количество амулетов на груди, символические шапки, палки, текстиль.

Перенесённый в XXI столетие, в формально секулярное общество, рабовладельческий этикет поначалу смотрится диковато, однако, благодаря регулярным передачам СМИ, вещанию канала «Союз» и др.,  зритель психологически адаптируется к архаичной субординации. Это же относится к трансляциям богослужений, где паства кланяется, плачет и вздыхает. Для большинства телезрителей (и посетителей храмов в реале) смысл богослужения малопонятен, равно как и трудно усвояемый даже для образованного человека догмат об образе и первообразе. (Напомним, что согласно этому догмату, честь воздаётся не иконной доске или священнослужителю, но первообразу, который они олицетворяют.) Зато поведенческий стереотип, состоящий из поклонов, наклонов, припаданий, почтительных касаний и поцелуев надёжно усваивается памятью. Так, свободных граждан РФ подводят к представлению о традиционном счастье, связанном с передачей своего достоинства чему-нибудь священному, обладающему великой, невидимой и таинственной властью.

Духовное порно

Взаимоотношения религиозного «пастыря» со своей «овцой» всегда глубоко интимны, наподобие игры между сексуальными партнёрами. В рамках интимных ролей позволено всё, что нравится обоим, однако, вынесенный на публичное обозрение, интим моментально превращается в порнографию.
Воздействие, которое оказывают православные сюжеты низкопоклонства и чинопочитания, можно смело считать «духовной порнографией» или, если угодно, «религиозным эксгибиционизмом». Они не являются нейтральными в идеологическом отношении, поскольку преподносятся как государствообразующая традиция, а не как частное времяпровождение или разновидность искусства. Тиражируемые государственными и окологосударственными СМИ, эти сюжеты унижают человеческое достоинство, подспудно приучая видеть в любом представителе власти богоданного «хозяина», вместо выбранного на конкурсной основе работника.

В одну сторону

А как выглядят взаимоотношения самих представителей власти с церковным начальством? Существует разительный контраст между ними и тем, как общаются православные пастыри с рядовыми верующими. К примеру, глава РПЦ охотно встречается с первыми лицами государства, с высокопоставленными чиновниками и региональной администрацией.

Однако практически никогда мы не наблюдаем, чтобы эти лица кланялись ему так, как положено кланяться мирянам представителю священного сана, или, тем более, целовали патриарху руку. Если они являются практикующими членами церкви, то делать это просто обязаны, а патриарх (или любой другой священник) должен их ласково пожурить за несоблюдение этикета, научив «делать это правильно». Если же представители власти не являются практикующими членами РПЦ, то кому тогда они адресуют свои разглагольствования про «традиционные ценности» и «духовные скрепы»?

Справедливости ради, заметим, что пиетет церковного начальства к властям сформирован исторически. После перерегистрации РПЦ МП в 1943 году на чисто государственной основе, её иерархи использовались как живая «мебель» для мероприятий, проводимых советским правительством. Эта «мебель» призвана была показывать мировой общественности наличие «свободы совести» в СССР. Данная функция, конечно, не предполагала демонстрации какого-либо почитания сана церковников со стороны атеистического коммунистического руководства.

Излишне говорить о возможности (точнее, о невозможности) мало-мальского расхождения РПЦ с «линией партии». Нынешняя патриархия тоже всегда голосует «за». Разве что мимика немного раскрепостилась. Вместо солидарной угрюмости, иерархи РПЦ демонстрируют сегодня доброжелательную лукавинку. Невинная двусмысленность на их физиогномиях символизирует более глубокий, скрытый за словами, уровень приобщённости к инициативам власти.

Переносчики сана

В целом, схема переноса авторитета выглядит следующе. Рядовая паства выказывает по отношению к пастырям РПЦ жесты раболепия. Те, не требуя ничего подобного от представителей власти, солидаризуются и публично освящают их действия. Таким образом, пиетет, аккумулированный церковью словно по цепи передаётся действующей власти. Причём, потенциал сакрализации при передаче повышается, т.к. передаётся властям не непосредственно от «рабов Божьих», а от «служителей алтаря». То, что при этом унижается иконичность священнослужителя (т.е., по сути, унижается образ Божий и вера рядовых прихожан), вероятно, является незначительной жертвой для извлекающих выгоду из подобной схемы.

До «крестового похода» Андрея Кураева схема не вызывала нареканий и передавала авторитетную мощь безотказно. Однако «голубой» компромат разрушил епископско-государственническую пастораль. Теперь каждый иерарх РПЦ на проверку может оказаться гомосексуалом. Альянс между потенциальными гомосексуалами в рясах и государственными деятелями становится нежелателен, особенно на фоне развёрнутой теми же деятелями гомофобной кампании. (Как выглядит активно поддержавший эту кампанию епископат МП, комментировать отказываемся.) Публичное общение с благоуханными служителями алтаря бросает тень на администраторов РФ, чья этика во многом производна от принятого в криминальной среде кодекса поведения, или «советской версии гомосексуализма».

Хотя «капитал» авторитета можно сохранить и в этом случае. Как пишет Павел Святенков, «позорно быть пассивным гомосексуалистом, «петухом». Зато активный гомосексуалист воспринимается как «настоящий пасан»». С этим взглядом хорошо коррелирует информация о том, что иерархи-гомосексуалы предпочитают «пассивную» роль. Правда, от сакрализации власти с помощью РПЦ, тогда придётся отказаться в пользу обыкновенной доминации. Ведь представление об иерархии МП как о гомоиерархии обесценивает исходящую от неё сакрализацию власти в глазах гомофобов, коими, по традиции, считается большинство россиян.

***
Впрочем, это проблема православного лобби в правительстве и религиозных коррупционеров в церкви. Для простых верующих (с каждым днём узнающих всё больше подробностей об устройстве любимой РПЦ) демарш А. Кураева в чём-то подобен сюжету схождения Спасителя в ад, а мрачный секрет «никодимовых врат» напоминает воскресное песнопение: «Подняты врата, приносящие боль, и вострепетали привратники ада, видя Того, Кто по высоте превосходит всякое естество, сошедшим в преисподнюю».

[1] О том, как принимался этот антиконституционный закон, см. подробнее: Бурьянов С.А. Проблемы реализации свободы совести и светскости государства в Российской Федерации. Теоретико-прикладное исследование за 2012 г. М.: Фонд содействия национальному согласию «Россия для всех», 2013. С. 62-74,95-98.

В оформлении использован фрагмент работы Лены Хейдиз «Химера православия»

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
livejournal
Feb. 10th, 2014 05:11 am (UTC)
Про бешеных собак
Пользователь karpets сослался на вашу запись в записи «Про бешеных собак» в контексте: [...] бешеная собака ? Тогда прочитайте вот это в «Никодимов грех» (часть 5 и последняя) [...]
zlex07
Feb. 10th, 2014 06:01 am (UTC)
Внимательно прочитал все части повествования. Весьма огорчительно. Но теперь хоть более-менее цельное представление имею об этой гнили в Церкви.
bagdasarov_lj
Feb. 10th, 2014 07:25 am (UTC)
Вы совершили подвиг:) Молодец Кураев, наконец, начал разгребать эти авгиевы конюшни. Боюсь только он не сознаёт до конца, насколько всё плохо.
livejournal
Feb. 10th, 2014 07:55 am (UTC)
Роман Багдасаров: Никодимов грех (по ссылкам надо начи
Пользователь co6kop сослался на вашу запись в записи «Роман Багдасаров: Никодимов грех (по ссылкам надо начинать читать с 1-й части, естественно)» в контексте: [...] Originally posted by at «Никодимов грех» (часть 5 и последняя) [...]
panarina_nadya
Feb. 13th, 2014 07:20 pm (UTC)
Привет! Очень приятно познакомиться.
bagdasarov_lj
Feb. 13th, 2014 07:24 pm (UTC)
Привет, panarina-nadya! Заходите, читайте)
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Carrie Keymel