?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бегство или борьба?

Получил письмо от читателя своей статьи о выдающемся биологе Анри Лабори.

"Вот есть такой отрывок в книге Вербера:
Три реакции. В своей книге <<Похвала бегству>> биолог Анри Лабори пишет, что
перед лицом испытания у человека есть три выбора: 1) бороться; 2) ничего не
делать; 3) бежать.

Бороться: это наиболее естественная и здоровая реакция. Тело не терпит
психосоматических повреждений. Полученный удар превращается в нанесенный
удар. Но такое отношение имеет несколько неудобств. Человек попадает в
спираль повторяющихся агрессий. В конце концов находится кто-то сильнее и
отправляет вас в нокаут.

Ничего не делать - значит проглотить свою горечь и делать так, как будто не
заметил агрессии. Это наиболее распространенное в современном обществе
отношение. Это называют <<торможением действия>>. Ты хочешь разбить лицо
противнику, но, учитывая риск показать себя в неприглядном свете, получить
сдачи и войти в спираль агрессий, ты проглатываешь обиду. Теперь этот
ненанесенный противнику удар кулаком ты наносишь сам себе. Подобные ситуации
ведут к расцвету психосоматических болезней: язве, псориазу, невралгии,
ревматизму...

Третий путь - это бегство. Оно бывает различным.
Бегство химическое: алкоголь, наркотики, табак, антидепрессанты,
транквилизаторы, снотворное. Оно позволяет ликвидировать или, по крайней
мере, уменьшить перенесенную агрессию. Человек забывает. Начинает бредить.
Спит. И все проходит. Однако этот тип бегства растворяет реальность и
мало-помалу индивидуум перестает выносить реальный мир.
Бегство географическое состоит в постоянных перемещениях. Человек меняет
работу, друзей, любовников, жилище. Так он заставляет свои проблемы
путешествовать. Он их не решает, а лишь меняет их декорации, что само по
себе уже является облегчением.
Наконец, бегство артистическое - оно состоит в трансформации своего
бешенства, ярости, боли в произведения искусства, фильмы, музыку, романы,
скульптуры, картины... Все, что человек не позволяет сделать себе сам,
делает его вымышленный герой. Это может впоследствии вызвать эффект
катарсиса. Его получат те, чьи герои отомстят за полученные ими самими
оскорбления>>.

Теперь вопрос, как это соотносится со взглядами и философией самого Лабори? Ничего не переврали?
Спрашиваю, потому что в этот отрывке так много говорится о борьбе, и
проигрыше (бегство, ничего не делание - это проигрыш в борьбе). Ведь всегда
же что-то сильнее препятсвие или человек. И либо человек может преодолеть
это препятствие, либо нет. Но в этом отрывки нет ничего про это преодоление.
Даже процесс борьбы он описывает с точки зрения "траты сил". Когда как то,
что не убивает нас - делает нас сильней.
Что думаете?"

Мой ответ:

Это не точная цитата, а пересказ, причём под углом собственных взглядов, а не натурфилософии Лабори.

Преодоление относится к 3 типу поведения живых существ. Всего Лабори выделяет их не 3 как у Вербера, а 4:

1) Поведение потребления. Утоление фундаментальных потребностей: пить, есть, совокупляться.
2) Поведение бегства
3) Поведение борьбы
4) Поведение торможения

Человека человеком сделала не борьба, а именно бегство, т.к. полной победы в борьбе все равно быть не может.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
azat_am
May. 24th, 2009 09:54 pm (UTC)
А можно ссылку на статью?
bagdasarov_lj
May. 24th, 2009 10:25 pm (UTC)
в сети её нет. Вот ссылка на публикацию:
http://www.liveinternet.ru/users/bagdasarov/post40911743/
chahal
May. 25th, 2009 08:54 am (UTC)
На пути бегуна порою возникают такие препятствия, что он начинает жалеть о своём бегстве. Легче было бы преодолеть исходное препятствие.
bagdasarov_lj
May. 25th, 2009 09:16 am (UTC)
да, бегство это не очень легкое дело:) речь о СОЗНАТЕЛЬНОМ построении собственного виртуального мира. Люди все пребывают в виртуальности, но мало кто сознательно строит её, не забывая, что это виртуальность
(Anonymous)
May. 25th, 2009 01:46 pm (UTC)
пребывание
есть ещё божественный путь - пребывание. в человеке, в основе его сознания есть тот безначальный и недвижимый фундамент, на котором, кстати и заповедано "строить церковь", её мистическое тело. пребывание достигается через созерцание и осознавание иллюзорности конвенциональных отношений ( то что вы назвали виртуальным миром). так, уничтожая все виртуальные контекстные связи (социальные смыслы) одну за одной, адепт приходит к постижению того, что всегда пребывает за их пределами предвечно.

-

бежать некуда ..: от ума , строящего "мир сей" не убежишь. даже сидя на горе афон и обвесивший иконами, крестами, чётками и засыпавшись ладаном, вы будете вспоминать своих знакомых, любимых, врагов и всё что с ними связано. ваш "мир" всегда остаётся с вами до тех пор, пока существует его внутренний генератор.

-

сопротивляться нечему и не чем..: сопротивление виртуальной "враждебной" модели представлений всегда оказывает какая-то собственная подобная условная установка, которая сама не имеет трансцендентной, нежвижимой основы. происходит что-то наподобие столкновений электронов... вечная круговерть ( до тех пор, пока один из них энергетически не "выдохнется").

-

тормозить виртуальную реальность опасно: ( водитель автомобиля на дороге может об этом не догадываться, и не затормозить... когда вы переходите улицу). в общем , это чистая "прелесть".

-

"пить, есть, совокупляться" это самый естественный для земного и смертного человека путь энергетических отношений, врученный ему ультимативно (а не выбранный им лично) в биологической и социальной предпосылке и врождённых склонностях.

только личное эволюционное развитие, достигаемое через преодоление вышеупомянутого "генератора" этих отношений, прекращает все эти потребности естественного для человека, энергообмена.


bagdasarov_lj
May. 25th, 2009 06:44 pm (UTC)
Re: пребывание
то, что Вы пишите, очень правильно и, видимо, обращено к православным людям и ко мне (поскольку я православный). Спасибо, Вы ещё раз напомнили об очевидных для нас с Вами вещах. однако к обсуждаемой теме это не имеет отношения. Лабори был не православный и религиозный дискурс для него не был определяющим (хотя, он был католиком по крещению)... его натурфилософия построена на других категориях. В том числе, бегство по Лабори это не прелесть, а такая же заложенная в человека биопрограмма как потребление. он отталкивается от базовых инстинктов. или Вы хотите сказать, что пребывание это базовый инстинкт?
(Anonymous)
May. 25th, 2009 08:01 pm (UTC)
Re: пребывание
да., для него это была не "прелесть", не виртуальная реальность, а его личная действительность ( но ведь это совершенно не значит,
что на самом деле это не так).

если коротко, то инстинкт это бессознательная реакция объективной (личной или расовой, например ) энергии. а пребывание это "то место", где объект отсутствует так же как и субъект. от от того инстинкта трансцендентного пребывания, на мой взгляд, быть не может. пребывание требует совершенной осознанности. слово осознанность ( в этом случае) обозначает созерцание, а не вычислительную работу ума.

"потребление" это странное одностороннее ( морализаторское в общем :-) описание процесса энергообмена ( о котором сказано выше). дело в том, что если есть потребление чего-то, то есть и производство чего-то. то есть: "вход" подразумевает "выход". "петух" - "курицу" ( как сказал бы лао цзы;-) если же имеется ввиду (как свойство инстинкта) жадность, захват, экспансивность, то это только простое отражение неосознаваемого самоотождествления с этой самой объективной энергией ( она имеет экстравертную тенденцию расширения вовне).

можно с уверенностью сказать, что лабори не имел никакого осознаия запредельности и не мог иметь понятия о пребывании. все симптомы, о которых вы говорите ( механическая программа, инстинкты), "бегство", "потребление" итд указывают на это. в общем, это значит, что он был совершенно обычным человеком со всем набором слабостей.

bagdasarov_lj
May. 25th, 2009 08:45 pm (UTC)
Вы читали Лабори?
что именно?
ответом на вопрос о "пребывании" как биологической схеме поведения Вы меня так и не удостоили... хотите быть учителем жизни - расстаньтесь с анонимностью.
Поясню, я просил интерпретировать пребывание в рамках хотя бы психологии животных, а не в рамках псевдонаучных рассуждений об "энергообмене" (здесь это совершенно не уместно). Мне интересно рассуждать о чём-либо в рамках определённых дисциплин. Вы рассуждаете в рамках Вашего собственного мировоззрения. Это называется "учить жизни". Это не ко мне

Edited at 2009-05-25 08:52 pm (UTC)
( 8 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Carrie Keymel