?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Государь Николай Александрович очень любил свою семью, можно сказать, что он любил её больше всего на свете. В критический момент отречения он предпочёл воссоединиться с членами семьи, вместо того, чтобы сплотить сторонников и бороться за власть.

Впрочем, много ли сторонников у него оставалось к марту 1917-го? То, что Николай II их растерял в значительной мере объясняется его желанием сохранить мир в семье. Вместо того, чтобы вести Россию от самодержавной монархии к конституционной, государь потакал любимой супруге Александре Феодоровне, только-только выучившей роль «русской царицы».

Безукоризненный эстетический вкус Александры Феодоровны оскорблял бастардный парламентаризм Думы. Уж лучше peasants в чистом виде, рассуждала, видимо, она, общаясь с Г.Е. Распутиным. Не умел Николай и сказать твёрдое «нет» своей матери Марии Феодоровне с рвущимися к трону конфидентами – куда, ни кинь, всюду семья…

Между тем, интересы страны требовали на семью наплевать. Потому что будущее страны зависело не от того, какой именно государь будет править и за кого выйдут замуж дочери, а какой государственный (следовательно, экономический) строй утвердится в России. Интересы огромной, разнородной империи не могли ждать приёма, с ними нельзя было договориться, подписать указ, ввести в заблуждение, наградить или пригрозить. Можно было лишь ощутить эти интересы как собственные (как некогда ощущал Фридрих Великий интересы Пруссии) и поставить свою жизнь как «хозяина земли Русской» (так Николай определял себя при переписи) им на службу. Ну, а семья бы сориентировалась.

Однако государь тратил время на бесконечные «инстаграммы», крымские медитации, стрельбу по воронам и бездомным кошкам … Вот почему доброго семьянина и правоверного христианина Николая история растёрла в пыль, да так, что даже следа от него не осталось. Ни от него, ни от самых дорогих для него людей.
Став живой иконой Христа после венчания на царство, государь потерял аналогию с ним как государственный деятель. У Иисуса не было «семьи», а близкими ему были лишь те, кто шли по его стопам, а не диктовали, куда ступить. Значит ли это, что Николай II не святой? Отнюдь. На его личную святость никто не покушается.

Не дотянув до христианина-государственного деятеля (такими деятелями были, к примеру, Иоаннис Каподистрия, Камилло Кавур или Авраам Линкольн, – они все были очень разными, но в отличие от Николая реальными политиками-христианами, а не номинальными «помазанниками Божьими»), Николай не перестал быть благочестивым православным христианином. Он вёл себя тихо и смиренно, принимал близко к сердцу тяготы людей, которые приходилось наблюдать непосредственно, он не боялся потерять жизнь, отстаивая то, что считал правильным, проявлял чудеса толерантности и т.д. и т.п. Ну, а то, что кошек стрелял, так ведь делал это на личных земельных владениях, заботясь о санитарии, что входило в круг его обязанностей как хозяина не абстрактной, никому не ведомой «земли Русской», а реальной территории, на которой проживал представитель династии Гольштейн-Готторп-Романовых.

Христианской церкви всё равно, является ли святой государственным деятелем, поскольку «кесарю кесарево» и оценивать государственное правление с церковной точки зрения можно лишь по одному параметру – свободы проповеди. Однако церкви не всё равно, участвует ли госдеятель в таинствах, не отрёкся ли от веры, не соблудил ли с чужой женой, ослом или потным мужиком, жертвовал ли средства на храм Божий… А поскольку по всем этим параметрам Николай II показал отличные результаты, он по праву может считаться мучеником и в этом качестве святым.

Напротив, для пользы государства всё это не значит ровным счётом ничего. Здесь имеет значение, насколько человек, имевший формальную полноту власти (самодержец), распорядился ею во благо своих подданных, способствовал ли он их превращению в граждан, смог ли просветить, стабилизировать развитие государства за счёт делегирования им властных полномочий, смог ли предугадать будущее и подготовить к нему свою страну, сделал ли всё возможное, чтобы избавить жителей страны от войн, стихийных бедствий, экономических катастроф…

По всем этим параметрам правления святого мученика Николая результат отрицательный.

Это к тому, что человеку, получившему полномочия, подобные полномочиям Николая II, лучше забыть о таких вещах как семья, дружба, сословие, этническая и религиозная принадлежность, раса, возраст, принадлежность к поколению, и помнить только об одной реальности, которая называется НАЦИЯ. Тогда результат не будет столь плачевным.

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Carrie Keymel