?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

30 лет в РПЦ МП

(Пост имеет религиозный характер, о чём сразу предупреждаю тех читателей, кому это может оказаться не близко и не интересно.)

30 лет назад я принял крещение в Русской православной церкви Московского патриархата. Сегодня интересно возвратиться к тому моменту.

Основная причина состояла в желании наиболее полно участвовать в богослужении. Само обращение к вере произошло значительно раньше и не было связано с организованной религией. Сейчас я понимаю, что мне повезло жить в атеистической стране, где была запрещена любая религиозная пропаганда. Я мог верить, не соотнося себя ни с какой организацией, у меня никто не требовал отчёта, поскольку практически никто не поддерживал религиозного дискурса.

Тем не менее, по прошествии нескольких лет меня начала беспокоить проблема ритуала. Мне хотелось правильно обращаться к Богу, участвовать в действенном ритуале. Именно через ритуал я пришёл к христианству как к религии, и к православию как разновидности церковного христианства. Это очень важный момент. Пребывание в церкви никак не повлияло на источник моей веры.

Это прояснилось не сразу. Просто все попытки как-то углубить своё чувство веры с помощью церкви привели меня к пониманию абсолютной бесполезности этого. Постепенно я пришёл к выводу, что церковь это социальная реальность, она нужна для коммуникации, а не для веры.

Все формализованные христианские организации, которые я видел, слабо соответствовали моим идеальным представлениям, почерпнутым из Нового Завета. Попытки видеть в них то, чем они не являются, приводили к более-менее длительным периодам помрачения. А без соотнесения их реальной деятельности с идеалом, существование неполных подобий вообще теряет положительный смысл.

Между тем, религиозная организация, к которой я формально принадлежу, на моих глазах всё более и более отдалялась от той, в которую я вступил, приняв крещение. Сейчас я понимаю, что она просто не имела возможности полностью реализовать себя в советские годы. Многие верующие избегали её актуальной оценки из-за того, что деятельность РПЦ МП воспринималась как внешне ограниченная, поэтому полное суждение о ней постоянно откладывалось и переносилось в будущее до момента «полной реализации».

Разным течениям эта полная реализация представлялась по-разному. Для кого-то она ещё до сих пор не наступила (например, для православных монархистов-державников, которые связывают полную реализацию РПЦ исключительно с православной самодержавной монархией).

Могу сказать определённо - если бы я увидел РПЦ в её нынешнем состоянии в момент выбора религии, то точно стал бы католиком (учитывая мои тогдашние настроения). Ибо современная РПЦ МП это ублюдочное католичество, претендующее на то, что является чем-то большим, так же как кириллица это ублюдочный латино-греческий алфавит, претендующий на то, что является чем-то самодостаточным.

Сегодня для меня очевидна относительная ценность ритуала как такового. В то же время, я глубоко убеждён, что религия будет существовать ещё очень долго, т.к. человечество нуждается в объективизации своих идеальных представлений. В этом плане я отчасти разделяю пророчества Даниила Андреева. Разумеется, будущее религии связано с её спиритуализацией и дебюрократизацией.

P.S. Религия сама по себе не является коммуникацией. Форма коммуникации именно церковь, религия же - форма поклонения идеальному. Религия возможна на личном уровне. Если называть коммуникацией сообщение между поклонником и объектом поклонения, то нужно признать, что оно может быть односторонним. А относится к Б. Но Б может никак не относиться к А, т.к. Б (в представлении А или вообще) может просто не существовать. Поэтому я не считаю религию коммуникацией.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
artemorte
Feb. 3rd, 2015 01:06 pm (UTC)
о ритуале я тоже пытался писать: http://artemorte.livejournal.com/194851.html
bagdasarov_lj
Feb. 3rd, 2015 09:00 pm (UTC)
прочту!)
bagdasarov_lj
Feb. 3rd, 2015 10:23 pm (UTC)
Обряд является разновидностью досуга в том смысле, что для его исполнения необходимо иметь свободное от основных обязанностей время. Я также согласен с тем, что не следует специально стирать границу между обыденными занятиями и ритуалом. Функция ритуала не может быть выполнена, если она не "сверх-". В этом ветхозаветная символика жертвования начатков, гласа хлада тонка и т.п.
Ритуал должен выступать за повседневные рамки, поскольку он обращен к тому, кто выступает за освоенные человеком рамки бытия.
С другой стороны, такой подход рано или поздно заставляет видеть в ритуальных традициях обыденное, поскольку они не эксклюзивны по форме. Когда традиционно-верующий доходит до понимания этого, у него есть два пути:
1) внушить себе, что традиционный ритуал идеален по своей форме и другой формы быть не может и не должно. Эксклюзивность начинает искаться не в форме, а в личной рефлексии на него, уникальности окружающих обстоятельств и т.п.;
2) признать, что наиболее возвышенное, т.е. то, чему-кому он поклоняется, включает в себя вечную новизну и, следовательно, требует каждый раз нового подхода.
В этом месте заканчивается традиционная религия, она превращается в учебное пособие для подготовки верующего к самостоятельному пути поклонения. Не буду его описывать, т.к. это уже другой вопрос. Замечу лишь, что оппозиция обыденное-священное снимается только на этом пути.
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Carrie Keymel