bagdasarov_lj (bagdasarov_lj) wrote,
bagdasarov_lj
bagdasarov_lj

Categories:

Петр Мамонов как православный проповедник: истоки сценического образа

...Бесноватый Буратино приобрел дополнительную убедительность в 1990-е, когда советская ментальность подверглась санации и множество людей ощутили то, что можно назвать состоянием покинутости, а точнее бесхозности. Они перестали опознавать себя в образах офицеров, доярок, физиков и даже тонких, мечущихся интеллигентов. Перегорели все, и пляс Мамонова на костях красного исполина не выглядел чем-то вычурным, но производил эффект высокого реализма.

На этой волне он оказал влияние на арт-сообщество, породив множество последователей, из которых наиболее выделяются Федор Чистяков (группа «Ноль»), Олег Гаркуша («АукцЫон») и, разумеется, «Иоанн Богослов» панковского «Христа» Мамонова – Охлобыстин «Ванечка» (как любовно именовал его учитель). С последним они познакомились в ходе съемок фантасмагории «Нога» (1991), где Петр сыграл старшего брата Ивана.

Творческий метод Мамонова можно охарактеризовать как контролируемую одержимость. Насколько это одержимость и насколько она контролируема? Форма музыкального выступления служит в данном случае клеткой, за прутьями которой колотится демоническое существо, выпущенное из «устрицы сердца». Ритм, мелодия, слова, длительность исполнения составляют жесткий каркас, и пока бесовщина не выходит за их границы, речь идет об искусстве, а не о патологии или криминале. Если забыть об этом и выпустить чертей наружу, то происходит нечто подобное покушению на убийство, которое совершил Чистяков, когда кинулся с ножом на свою подругу Ирину Левшакову-Кузнецову, увидев в ней воплощение мирового зла.

Ничего подобного с Мамоновым не происходило, поскольку отец-основатель претерпел долгий «искус» в среде богемных алкоголиков, прежде чем пришел к данной форме самовыражения. В отличие от регулярных скандалов, сопровождавших западных рок-звезд, период популярности «Звуков Му» ничем подобным не отмечен. Не считать же скандалом решение о роспуске группы, которое принял Петр Николаевич из-за нехватки исполнительского мастерства – своего и своих музыкантов?

Оное решение, принятое на пике славы, обескуражило поклонников, но Мамонов убедился, что возня с дилетантами (единственным человеком с музыкальным образованием в «каноническом» составе группы был клавишник Павел Хотин) только сдерживает порывы его творческого гения, перед которым замаячили новые джомолунгмы. Для построения арт-карьеры ему больше не требовалась группа. Достаточно было давать моноспектакли, а для поддержания популярности в широких народных массах время от времени сниматься в кино.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
Tags: Петр Мамонов, культурная антропология, православие, рок-музыка, христианство, юродство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments