?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Чтобы предупредить неуместные ассоциации и лишние вопросы, можно почитать мои ответы золотошвейкам:
http://www.ubrus.ru/node/5274
(к сожалению, золотошвейки почли для себя за лучшее тему закрыть для публичного доступа)
Ну и, конечно, статью следовало посвятить Ирине Горбуновой-Ломакс, чья книга побудила меня сформулировать некоторые мысли более отчётливо. К Ирине Николаевне и её книге я думаю ещё вернуться, т.к. не смотря на все положительные стороны, перекосов там хватает.
P.S. Более продуктивные обсуждения, чем у золотшвеек развернулись здесь:
http://www.art-sobor.ru/archives/493
http://decalog.livejournal.com/337018.html
P.P.S. Оказывается у И.Н. Горбуновой-Ломакс есть свой LJ, правда, под ником "Мадам Курдюкова". Она выразила недоумение, отчего я не помянул её в интервью персонально. Ещё раз приношу свои извинения искренне симпатичной мне Ирине Николаевне. Она действительно является на сегодня главным оппонентом т.н. "богословия иконы":
http://mmekourdukova.livejournal.com/38263.html?thread=481655#t481655

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
angel_xiligan
Aug. 3rd, 2010 07:24 am (UTC)
а, ха-ха! все чаще думаю о том, что массовая грамотность населения - суть зло.
artemorte
Aug. 3rd, 2010 10:26 am (UTC)
симптоматично: светские художники воспринимают канон как препятствие для "свободы творчества", так и иконописцы полагают что тот же канон избавляет их от необходимости думать и выбирать. т е канон они воспринимаю одинаково, просто оценивают по-разному.

и все же, испуг ваших оппонентов тоже можно понять: они боятся вот ЭТОГО.
bagdasarov_lj
Aug. 3rd, 2010 11:51 am (UTC)
тогда они должны определиться: что страшит их больше всего - Ватиканская мозаика, исполненная православными, или Буфалло-Амвросий с Буддой и Шивой:)
Боюсь, что стагнация в нашем церковном искусстве сделает через некоторое время возможным скорее второй вариант, чем первый...
artemorte
Aug. 3rd, 2010 11:59 am (UTC)
если не читали
Диакон Александр Мусин
БОГОСЛОВИЕ ОБРАЗА И ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ.
(К вопросу о догматической и канонической оценке русского церковного искусства XVIII-XIX вв.)
bagdasarov_lj
Aug. 3rd, 2010 12:07 pm (UTC)
Re: если не читали
читал, у меня есть этот номер.. но для НС я писал предельно популярную статью.. как говорится, для самых маленьких)) и то, - как видите...
sprezzatura2012
Aug. 3rd, 2010 01:35 pm (UTC)
Re: если не читали
Спасибо за статью,Роман,и простите за глупый разговор c ангелом-хулиганкой в Вашем ЖЖ!!Можете стереть мою часть если хотите!:-)
bagdasarov_lj
Aug. 3rd, 2010 01:38 pm (UTC)
пожалуйста, всегда))
сотру, пожалуй, раз ты разрешаешь, ведь это к теме не имеет отношения

Edited at 2010-08-03 01:38 pm (UTC)
velski
Aug. 4th, 2010 06:39 pm (UTC)
шлю привет
Гуляли вечером с А.А., передал ему статью для прочтения. Он очень был заинтересован. Говорил, что до сих пор под впечатлением от той встречи.
bagdasarov_lj
Aug. 6th, 2010 09:38 pm (UTC)
спасибо
в статье, в общем, ничего особенного) всё это давно обсуждается, просто никто не пытался популяризовать эти идеи для большой читательской аудитории... бо работа эта не слишком благодарная))
А.А. ответный привет! может кинете в личку ссылки или напИшите в какой стадии Ваш проект, о к-ром тогда говорили?

Edited at 2010-08-06 09:40 pm (UTC)
vaha_life
Aug. 8th, 2010 08:29 pm (UTC)
Довольно интересный взгляд на церковное искусство. Всегда думал, что иконопись это прежде всего не искусство, а художественно выраженная молитва (если можно так сказать). Та икона хороша, которая вызывает желание молится; мироточит, и пред которой исцеления происходят. И это при условии что икона написана от чистого сердца, а чистое сердце только у святых отцов! Изобразительные средства находятся на втором плане.
И еще нашел статью о церковном искусстве:
"Как же иконописец готовится к написанию иконы? Через сугубый пост и молитву, через послушание своему духовному руководителю, через самоотвержение – для того, чтобы в его труд не вторглась бы его человеческая, душевная, страстная природа и не исказила бы Божию истину. Чтобы самому, насколько возможно, приблизиться к миру, которого ему предстоит коснуться кистью."
"Если церковное искусство в своей сущности и основе является отражением молитвенного опыта человека, то светское искусство полностью пронизано духом чувственно-эстетическим. В данном случае не столь важно, какими идеями или идеологией наполняется выразительная форма подобного искусства, – основа остается прежней. Церковь же на протяжении всего своего существования всегда боролась, прежде всего, не за художественную изысканность своих произведений, а за их подлинность, не за внешнюю красоту, а за внутреннюю правду."
http://pravoslavie.ru/sm/33610.htm
На мой взгляд это и должно останавливать мирских художников.
bagdasarov_lj
Aug. 10th, 2010 01:15 pm (UTC)
"Та икона хороша, которая вызывает желание молится; мироточит, и пред которой исцеления происходят"

здесь Вы производите характерное смешение. Вы начинаете рассуждать об иконе с позиции её сакральности, я же говорю об иконе с точки зрения её художественной и, отчасти, культурной значимости. ("отчасти", потому что сакральность также может составлять культурную ценность, но на художественную ценность сакральность, как правило, не влияет).

"На мой взгляд это и должно останавливать мирских художников."

Мирские художники нашли из этого очень простой выход. Они просто навострились копировать признанные шедевры или стилизоваться под них. И все вынуждены их нахваливать, называя эти игры "каноном".
vaha_life
Aug. 11th, 2010 07:44 am (UTC)
Меня напугало то, что начав иконописец думать о новых художественных идеях в иконописи, забудет о молитве. В итоге появится на свет красивая живописная работа, но никак не икона.
Новое художественное выражение - это хорошо, с этим согласен.
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Carrie Keymel