?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть несколько мотивов, почему современные художники занимаются иконой:

1) бизнес. Для художника-профессионала, окончившего художественное училище и имевшего возможность некоторое время попрактиковаться в иконописании, это неплохой заработок. Если художник - монументалист и имеет опыт преподавания он вполне в состоянии собрать небольшую бригаду и зарабатывать вполне приличные гонорары;

2) работа. Это больше относится к артелям, где существует постоянный менеджер (как правило мужчина), обеспечивающий коллектив (как правило, женский) заказами;

3) служение. Как правило, это больше касается станковой живописи и относится к иконописцам-одиночкам. Постоянного заработка это не даёт, т.к. автоменеджемент разрушает тот внутренний образ иконописца, который заставляет считать своё занятие служением. К тому же если манера письма художника явно отличается от мейнстримных, то заказчиков в принципе будет не так уж много.

Жизнь сложна и разнообразна, поэтому 1 и 3 мотивы иногда сочетаются, однако, в силу идиосинкразии ко всему новому, незатёртому и оригинальному из области иконописи, которая утвердилась в последние десятилетия, п.3 как правило вынужден постоянно делать уступки п.1.

Так думал я до недавнего времени, но развернувшаяся дискуссия по поводу ст. в НС:
http://bagdasarov-lj.livejournal.com/46925.html
открыла мне Четвёртый мотив для иконописания (как занятия постоянного, разумеется). Это мотив ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ. Для ускорения понимания обратимся к занятиям в центрах реабилитации, рекомендациям психологов и психиатров. Хороший психиатр всегда будет дополнять действия антидепрессантов и нейролептиков трудотерапией, а уж про психолога не говорю. Занятия, которые помогают в ходе нейтрального занятия «собрать» личность, становятся той ниточкой спасения, благодаря которой невротик, постепенно научается контролировать свои состояния.

Вот, что пишет, например, участница форума schiza.org:

«Я в больнице тоже поправилась на 20 кг. Сейчас не пью лекарства уже 3 года, а похудела только на 5 кг. Люди, отходите от таблеток, Вышивайте крестиком . Вышивка это такой кайф. Я прям балдею. Как схемки из Интернета скачиваешь, потом ниточки и канву подбираешь, потом вышиваешь и получается картина. Мне тоже дали группу 2 и 3 степень, но я вышиваю крестиком на фирму, мне платят 10 копеек за крестик. Но мне очень нравиться вышивать . Правда не всегда картинки в кайф».

Не встречали ничего похожего? Лично мне этот постинг напомнил недавнюю дискуссию с представительницами одного традиционного ремесла, которых покоробили мои рассуждения о кризисе в современном церковном искусстве. Действительно, ужас, если взглянуть с терапевтической точки зрения: сканируешь картинки из альбомов, вышиваешь себе их в кайф, тебе даже приплачивают, если повезёт, и вдруг является дядька и походя бросает, что то, чем ты занимаешься – кризис. Как говорится "поубывав бы"...

И заметьте: арт-терапия работает несколько по-другому:

http://www.erarta.com/pressa/articles/477/

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
arhyart
Aug. 13th, 2010 04:59 pm (UTC)
Вместо внятных аргументов Вы начинаете намекать, что несогласные с Вами - это сумасшедшие?
bagdasarov_lj
Aug. 13th, 2010 05:04 pm (UTC)
успокойтесь, молодой человек, всё в порядке, всё будет хорошо
arhyart
Aug. 13th, 2010 05:19 pm (UTC)
Вы надеетесь, что с Вами будут общаться в таком тоне? :) Этого не будет.
bagdasarov_lj
Aug. 13th, 2010 05:20 pm (UTC)
каков вопрос, таков ответ
artemorte
Aug. 13th, 2010 06:45 pm (UTC)
Трудотерапия - это здорово! помогает не рассыпаться в хлам.

только вот загвоздка - иконопись слишком трудоемкое занятие и никак не редуцируется к трудотерапии. Определенные операции - золочение, левкаска, простенькие орнаменты - действительно "утешают". А вот если работать без прорисей, да еще "самому", то лучше искать себе другое "утешение";)
bagdasarov_lj
Aug. 13th, 2010 07:59 pm (UTC)
тогда это уже будет АРТ-терапия))
я тут имел в виду не терапевтический эффект (свойственный, в общем-то любому не противоестественному занятию, к коим принадлежит и иконопись), который у художественного творчества является побочным, а тот случай, когда главной мотивацией занятий ик-писью (это может быть разная техника -вышивание, резьба, финифть и пр.) выступает именно утешение, успокоение, упокаивание, убаюкивание и проч. антидепрессанты.. в принципе, я совершенно не против такой мотивации - главное, чтоб все отдавали отчёт, чем и почему занимаются:)
artemorte
Aug. 14th, 2010 09:04 am (UTC)
Re: тогда это уже будет АРТ-терапия))
Я еще думаю что известная телега о.Зинона "надо убить в себе художника" была воспринята в антикультурном смысле. типа художнику надо забыть всю технэ\анатомию, идти в послушание первому попавшемуся иконописному гуру тереть ляпис-лазурь.
В этом есть свой неофитский прикол, но чем это часто кончается Вы знаете лучше меня:(
bagdasarov_lj
Aug. 14th, 2010 09:30 am (UTC)
да уж)
в суждениях о. Зинона много противоречий, но я даже не собираюсь их разбирать.. оцениваю только его художественные работы, а они мне во второй половине (более поздней) представляются действительно неким вкладом в русскую иконопись. первая половина творчества о. Зинона более спорна и менее интересна. Думаю, что молодого Зинона травмировал опыт ученичества у М.М. Потапова, который он потом всеми силами пытался вытравить из своей памяти.. Когда психологический конфликт выдохся, о. Зинон стал делать более гармоничные и богословски гармонизированные вещи
angel_xiligan
Aug. 14th, 2010 07:33 am (UTC)
я бы добавила 4 пункт, "потому что торкнуло". Знаю даму, которая никогда не вела вполне светскийй образ жизни, и однажду на развал увидела сильно обветшавшую "Троеручицу". Она ее купила, и очень захотела "вылечить".

Потратила кучу денег на обучение, теперь иконопись - важная часть ее жизни, на ее счету уже достаточно спасенных икон. Сказать что она после этого "уверовала, покаялась, стала бить тристашестьдесят тысяч поклонов в день" я не могу. Никакого комсомола. Даже голос ее не стал елейно-"возвышенным". Ее прссто потянуло и она просто это делает. И тратит свои деньги, часто безвлзратно,, потому что материалы дорого стоят. Такие дела.
angel_xiligan
Aug. 14th, 2010 08:37 am (UTC)
я к тому, что в описанном мной случае не человек выбрал иконопись, а иконопись - человека.
bagdasarov_lj
Aug. 14th, 2010 08:44 am (UTC)
ну, свободу воли никто не отменял. Если ч-к сам не выберет, ничего не произойдёт, тем более - заниматься постоянно. Ч-к даёт своё согласие, а служение может быть и не вполне осознанным

Edited at 2010-08-14 08:45 am (UTC)
bagdasarov_lj
Aug. 14th, 2010 08:41 am (UTC)
это 3 пункт
служением можно заниматься и без лишней экзальтации
shakko_kitsune
Aug. 17th, 2010 05:36 pm (UTC)
кстати, да, рутинная работа весьма успокаивает.
а то, что это икона, а не "собачка" - придает осмысленную мотивацию.
понятно, что в теремных мастерских Анастасии Романовны не ради денег занимались вышиванием пелен, и не только как служение - подобная вещь, это аксиома - достойный благородной женщине убить время и не тупить и не истерить )
bagdasarov_lj
Aug. 17th, 2010 06:28 pm (UTC)
абс. верно)
со времён великомучениц и византийских принцесс
( 14 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Carrie Keymel