Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

333

Евразийский символизм (Виктор Жидяев)

В выставочном зале Тушино идёт выставка Виктора Жидяева "Сибирский модерн". Название говорит за себя. Продолжается насильственно прерванная революцией 1917 года линия российского символизма, который в лице Жидяева (живущего в Бурятии), стал евразийским:
angara
При этом его работы далеки от архаики, это конец XX - начало XXI века. Ряд мотивов сближает его манеру как с Николаем Калмаковым, так и с Евгением Спасским. Вот пример:
lena
В своём Кредо художник пишет: "Я всегда видел то , что другие не видели. Мое искусство происходит из двух противоположенных направлений. С одной стороны реальный мир, особенно человек, всегда притягивал меня. С другой стороны я очарован миром подсознания, миром духовным , невидимым. Если картина не приоткрывает панораму вечности , это не картина , а оптический реализм. Интуиция способна делать чудеса. Надо только быть готовым войти в эту дверь. И форма должна соответствовать содержанию. Нужно только не скользить по поверхности , а ставить задачу проникновения в форму. Гибкий, пластически выразительный линейный рисунок всегда вдохновлял меня в искусстве.
В этом плане творчество Михаила Врубеля является великолепным примером. Он неподражаемый стилист, декоративность у него потрясающе сочетается с великолепным реалистичным рисунком.
Мой стиль моделировки идет от врубелевского бесконечного дробления формы на грани-кристаллы.
Поэтому я следую великой классической традиции реализма в лице Энгра и Л.да Винчи, и неисчерпаемому символизму в лице Г.Климта ,С.Дали и Э.Фукса".
В Москве это первая его персональная выставка. Рекомендую не пропустить.
333

Московские процессы

IMG_4584sm

Выступил на стороне защите в постановке Мило Рау "Московские процессы".  Благодаря М. Шевченко, А. Шабурову и М. Баранову было "нескушно". Самое блестящее и квалифицированное свидетельство - Б. Фаликова, особенно, в конце. В. Хомяков начал бодро, как по заученному, но потом был сломан упоминанием об РНЕ-шном прошлом О. Кассина и стал заискивать перед присяжными. В. Коровин, вечно-юный адепт Дугина, попытался передёрнуть мои слова об угрозе государству со стороны клерикалов, объявив себя "экспертом по разрушительному действию современного искусства на государство". Объявил зря, поскольку сразу был посажен Ек. Дёготь в калошу: признался, что экспертом стал в результате "самообразования". Лично меня также умилило враньё "старовера" Коровина о том, что староверы признают сакральность никонианских таинств.
Фото: Виктор Рибас
333

Игвы Даниила Андреева и Химеры Лены Хейдиз

hh
Химерический цикл Лены Хейдиз вряд ли может быть до конца понят без вот этой цитаты из «Розы мира» Даниила Андреева, где он описывает представителей античеловечества:

«Главнейшие из них мелкие, но высоко разумные существа, двигающиеся по кругу перевоплощений в шрастрах, где они принимают четырёхмерную форму, несколько напоминающую нашу. Это тело, соответствующее нашему физическому, называется каррох: оно формируется из материальности этих слоёв, созданной высшими демоническими иерархиями. Жители шрастров обладают парой верхних и парой нижних конечностей, хотя и с иным, чем у нас, числом пальцев; кроме того, они снабжены чем-то вроде кожных летательных перепонок. Их красные стебельчатые глаза, выдающиеся по сторонам цилиндрической головы, их мышино-серая кожа и вытянутый трубкообразный рот могли бы вызвать в человеке отвращение. Но эти существа – обладатели острого интеллекта, создатели высокой цивилизации, в некоторых отношениях опередившей нашу. Они называются игвами.Collapse )
333

Лавки

Теперь я их отчётливо вижу.

Пандус, на котором находятся лавки с человеческим мясом. Это небольшой рынок. Каждая лавка состоит из витрины и крытого пространства за ней, которое подсвечено. Свет неяркий, окрашенный ­‒ жёлтого, зелёного, синего цветов. Ближе к входу: мясо резаное в аккуратные брикеты геометрической формы ‒ круглые, треугольные, прямоугольные. Дальше: некое подобие колбасных рядов. Мясо закатано в кишки, которые дополнительно отсвечивают, причём, отлив дополнительно свидетельствует о качестве продукта. Человеческой колбасе тоже придана разнообразная форма: сначала дочеловеческая, состоящая из закруглённых цилиндров, складывающихся в подобие фигур, где ещё не произошла конкретизация облика. Далее уже конкретизация, но сперва отдельных членов ‒ рук, бёдер. Затем идут бюсты и поясные «скульптуры». В самом дальнем торце рядов ‒ две огромные фигуры младенцев, отсвечивающие золотом.

Да, и самое важное для меня лично ‒ продавцов я не видел, хотя, возможно, они и присутствовали.

p20160316

Цензура исключает "диалог" между искусством и церковью

Речь идёт о так называемом "диалоге между церковью и современным искусством", инициатором которого выступил несколько лет назад художник Гор Чахал. Довольно точно написал в его ФБ по этому поводу Юрий Альберт:

Гор, […] с логикой дружить все-таки надо. Современному искусству действительно не нужен диалог с Церковью и многое другое - такой диалог может быть нужен только отдельным художникам. Потому что современное искусство не партия и не конфессия - у него нет и не может быть потребности в диалоге с чем бы то ни было - у него не может быть единой позиции.

И последний раз: тебе диалог нужен и я тебя прекрасно понимаю. Только это не диалог Искусства и Церкви, а диалог Гора Чахала с о. Максимом Козловым - это, кстати, продуктивнее.

Если же такой диалог необходим, с твоей точки зрения, Церкви, то вступать в такой диалог Церковь должна не только с Гором или Филипповым, но также с Куликом, Пусси Райот, Малевичем, АЕСами, Альбертом, Звездочетовым и Тер-Оганяном. Во всяком случае, попытаться понять, что движет всеми этими художниками, что между ниами общего, несмотря на то, что одни верующие, а другие - воинствующие атеисты, почему и те и другие обращаются к религиозной тематике и т. д. И необходимым условием для такого диалога должно быть официальное заявление о неприемлемости цензуры и отказ от требования запрещать выставки, спектакли или книги. Цензура исключает диалог. Потому что диалог предполагает равноправие. Художники никого не запрещают и не требуют запретить.

Спокойной ночи.

Добавлю следующее. С момент моего участия в этих небесполезных обсуждениях (за привлечение к ним я благодарен Г. Чахалу) я обратил внимание на туманность определения самих участников диалога, а именно "церкви" и "современного искусства". Потому что, если современный художник является членом церкви, то как он будет вести  диалог с самим собой? Или тогда нужно принять (абсолютно неприемлемый для меня) тезис о принципиальной несовместимости современного творчества и пребывания в церкви, а от художников, являющихся церковными христианами, требовать отказа от творчества под угрозой отлучения от церкви.


p20160316

Сакральное в X-Rays

Вчера провёл индивидуальную экскурсию по выставке для Павла Зарифуллина, основателя ЕСМ. Впрочем, никаких моих особых объяснений лидеру евразийской молодёжи не потребовалось: он сразу сопоставил технику Мальцевой с рентгеновскими снимками священного и попросил сфоткать нас на фоне Иконы 2 [Богоматери].

s_p_zar_sm
p20160316

Комментарий к комментарию Г. Шевкунова

Одним из первых откликнулся на открытие выставки Евгении Мальцевой «Духовная брань» Георгий Шевкунов (архимандрит Тихон), ответственный секретарь совета по культуре Московской патриархии. Выпускник сценарного факультета ВГИК (специальность «литературная работа») 1982 года, заявил следующее: «Конечно же, к искусству все, что происходит на этой выставке, не имеет никакого отношения. Это очередной акт циничного и безжалостного терроризма по отношению к нашей культуре».

Георгий Шевкунов принадлежит к определённой прослойке священнослужителей РПЦ МП, слабо связанных с реальной приходской жизнью, а в качестве поля реализации выбравших для себя идеологию русского национализма. Георгий (Тихон) Шевкунов снял псевдоисторический фильм «Гибель империи. Византийский урок», показанный в прайм-тайм по гостелеканалу, написал книгу «Несвятые святые», где поделился впечатлениями от встреч с современными подвижниками благочестия. Шевкунов входит одновременно в редколлегию шовинистического журнала «Русский дом» и в Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

«Наша культура», навязываемая населению Федерации Шевкуновым, это субкультура властной прослойки РПЦ, которую она выдаёт за традиционную культуру христианства и претендует на преемственность с большой русской культурой. Особенно нетерпим монах к современному искусству, поскольку в нём — из всего культурного спектра — менее всего возможно опираться на достижения прошлого, выдавать их за собственные, вписывать в актив своей организации. Безусловно, Георгий Шевкунов не мог обойти стороной маленькую выставку, которая опровергает тезис о том, что икона и современное искусство — антагонисты, непримиримые противники.

К сожалению, Георгий Шевкунов и его коллеги по цеху не понимают, что если они действительно пекутся о культуре нашей страны, то не должны покушаться на её свободу, пытаясь монополизировать право на духовный поиск, на веру, на священные образы и символику. Всё-таки прав был Павел Флоренский: «Церковь и культура стали соперниками... если полно одно, пусто другое». РПЦ МП не может породить практически ничего кроме жалких копий, и сегодня она ополчилась на последний островок свободы в культуре России - современное искусство.

О том, что во внутрицерковном, догматическом плане мы имеем дело с новым иконоборчеством - разговор впереди.
p20160316

Духовная брань: Икона 1

DSC_7446s

Любители и собиратели русской иконописи почти никогда не встречают икон совершенно во всем между собой тождественных. Поэтому нам кажется преувеличенным то значение, которое некоторые писатели придают “подлинникам”*. Существование подлинников, то есть необходимых справочных книг и руководств, объясняется достаточно как обширным разветвлением православной иконографии, так и постоянным существованием ремесла иконописи, питавшегося от искусства иконописи. Подлинники были необходимы для ремесленников и полезны для художников; что они были необходимы для художников, этого мы не имеем права сказать.

Павел Муратов

Упадком этого искусства и даже окончательным низведением его к нынешнему безобразию и ничтожеству у церкви, очевидно, отнимается одно из самых удобных средств распространения в народе знакомства с священною историею и деяниями святых.

Николай Лесков

...икона напоминает о некотором первообразе, то есть пробуждает в сознании духовное видение: у того, кто ярко и сознательно созерцал это видение, это новое, вторичное видение, посредством иконы, само ярко и сознательно. А в другом икона будит дремлющее глубоко под сознанием восприятие духовного, ...дает почувствовать или приблизить к сознанию собственный опыт такого рода.


священник Павел Флоренский

...каждое искусство имеет право развиваться в тех формах, которые диктует им сегодняшний день. Если мы будем запрещать искусство такое или сякое, то мы окажемся на положении сталинистов, которые изуродовали нашу культуру. Пусть все развивается естественно, все ненужное отомрет. ...для каждой эпохи должны быть свои стили.

протоиерей Александр Мень

* Лицевыми иконописными подлинниками называются сборники изображений, изготовленные специально для иконописной практики.
p20160316

В защиту икон (триады из проекта ДУХОВНАЯ БРАНЬ)

I

1 Перестав быть знаком анонимности, МАСКА свидетельствует о настоящем Авторе в искусстве и настоящем Акторе в политике.

2 Чтобы действовать от своего истинного Я, необходимо отказаться от личности, добровольно облечь себя в безвестность.

3 Вчера маску носили цари и актеры, сегодня ее надевают бойцы спецподразделений и художники.

4 В обезличенном, лишенном воли мире только маска идеально выражает сущность человека.

5 Она эквивалент смысла, истины, силы, власти, надежды, потому что отвечает задаче полного принятия реальности.

6 Маска открывает путь бесконечной агрессии и в то же время полностью поглощает ее.

7 Маска заменила лицо; отныне перед ней меркнет любая красота.

8 Осталось сделать последний шаг и наложить маску на священные лики.

9 Вернее, увидеть, как она прорастает сквозь них.

Полностью здесь.

p20160316

ДУХОВНАЯ БРАНЬ: пресс-релиз

prigl

20 сентября в 19:00 в бывшей Галерее Гельман № 23 , по адресу 4-ый Сыромятнический переулок, д. 1, стр. 9,  состоится выставка Евгении Мальцевой «Духовная брань», при поддержке фонда «РДВ». Автор идеи Виктор Бондаренко.

Икона во все времена была зримым воплощением христианского учения. Менялась эпоха – обновлялись образы. Однако в течение большей части XX века в российской иконописи – по известным причинам – не происходило ничего нового. Стало даже казаться, что высшими ценностями Нового Завета являются музейные памятники, застывшие обряды, этнографическая архаика. Зачем и куда развиваться христианскому искусству, если всё лучшее уже состоялось в прошлом?

Своим новым проектом мы отвечаем: это иллюзия. У христианского искусства есть будущее, хотя бы потому, что иконы прошлого далеко не идеально отражают священные догматы. Кроме того, если церковное искусство перестаёт быть актуальным, оно теряет связь с тем богатым опытом, который был накоплен в прошлом. Чтобы предотвратить эту духовную катастрофу, крупнейший коллекционер иконописи Виктор Бондаренко и художница Евгения Мальцева, решили создать живые, абсолютно отвечающие духу времени, образы христианства: Святую Троицу, Спаса, Богородицу, персонажей Апокалипсиса… В них аккумулированы те идеи и концепции, которые транслировались православными иконами в течение столетий. Однако это не только продолжение, но и раскрытие того содержания, которое ещё  никогда не получало визуального выражения.

Мы хотим вернуть дух творчества в сферу сакрального искусства. Создавая актуальные иконы в согласии с догматическим учением Церкви, мы показываем, что христианское искусство несводимо к копированию памятников прошлого и может развиваться бесконечно.

Икона должна быть освобождена от исторического «шлейфа», который несёт в себе рудименты рабовладельческого строя, феодализма, деспотизма, патриархальности, мракобесия, невежества, подавления личности. Вот почему за отправную точку приняты образы участниц феминистической группы Pussy Riot, которые стали символом борьбы за духовную свободу, за живое религиозное чувство против всех попыток узурпировать его, прикрываясь «традиционными религиями», «общественной моралью», “духовными основами государственности” и тому подобных симулякрами.

Проект ДУХОВНАЯ БРАНЬ является раскрытием изречения апостола Павла: “…наша брань не против крови и плоти, но против начал, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6:12). Это новые образы христианства, вступившего в  XXI век и по-прежнему остающегося революционным мировоззрением.